САМОАНАЛИЗ УРОКА
Учитель: Шаипова Ольга Львовна
Предмет: история Древнего мира
Тема: Военные походы фараонов
Тип урока: урок изучения нового материала
Характеристика класса:
Учащиеся 5 класса в основном составе работоспособные, с высокой познавательной активностью. По группам учащиеся были распределены с учетом их учебных возможностей и способностей. Слабые учащиеся размещены равномерно среди сильных. Таким образом, все учащиеся были организованны для работы на уроке.
Основная дидактическая цель урока состояла в организации процесса приобретения учащимися новых знаний. Эта дидактическая цель урока реализовывалась через следующие аспекты:
Образовательные: овладение понятиями ( пехотинцы, боевые колесницы, дротики,
стрелок, дышло, наемное войско); изучение причин, характера и последствий военных походов фараонов Древнего Египта; распознавание интересов различных общественных групп.
Развивающие: развитие познавательного интереса, навыков работы с текстом и методическим аппаратом учебника; формирование умений правильно работать с исторической картой; обогащение словарным запасом, расширением кругозора; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия, выявлять причинно-следственные связи; развитие мышления, самостоятельности и внимательности при поиске информации.
Воспитательные: воспитание интереса к самостоятельной работе, к урокам истории, прошлому человечества, чувства само - и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах.
Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.
Это урок освоения новых знаний.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность школьников.
На уроке были использованы следующие методы обучения:
по виду источника информации: словесные (объяснение, беседа с учащимися);
наглядные (иллюстрации, презентация);
практические (работа с документом, с картой).
по виду учебной деятельности: частично-поисковый; исследовательский; словесно-логический метод.
На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.
Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.
Урок начинается с организационного момента. Цель: психологически настроить учащихся на учебную деятельность. Обеспечить хорошую обстановку в классе.
Следующий этап – проверка домашнего задания и повторение раннее изученных тем. Задача данного этапа – актуализация ранее изученного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся и их устранение, совершенствование знаний и умений. Для определения уровня знаний большинства учащихся за короткий промежуток времени использовала задание, которое вынесла в презентацию.
Следующий этап урока – постановка учебной задачи (мотивация), задача которого – подготовить учащихся к работе на уроке. Была предложена проблемная ситуация и учащиеся ее решили. Ребята работали с историческим источником на стр. 50 в учебнике «Битва у г. Мегидо». На данном этапе были созданы условия, для того чтобы дети в сотрудничестве с учителем сформулировали тему урока и поставили цель своей деятельности на уроке, что активизировало познавательную деятельность учеников.
На основном этапе - этапе изучения нового материала, происходило формирование новых знаний и способов учебной деятельности. Работая с иллюстрациями, ученики самостоятельно сформулировали понятие «армия», сравнивая факты, выделяя ее существенные признаки. Вопрос «Какой была армия египтян» дети изучают самостоятельно. Контроль осуществляется при помощи задания: учащиеся придумывают вопросы к тексту, задают их друг другу, сами отвечают. При изучении вопроса «Походы фараонов» учащиеся работают с картой, с текстом учебника, материалом презентации, учатся сравнивать и делать выводы, решать исторические задачи, выдвигать гипотезы.
Вопрос «Последствия военных походов» рассматривается при помощи логической цепочки. Учащиеся выявляют причинно – следственные связи, формулируют свои мысли и грамотно их выражают.
Первичное закрепление изученного – выполнение задания на рабочем листе.
Рефлексия – работа с самооценкой.
Завершающим этапом была оценка учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся и домашнее задание.
Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута дидактическая цель: учащиеся овладели понятиями ( пехотинцы, боевые колесницы, дротики, стрелок, дышло, наемное войско); изучили причины, характер и последствия военных походов фараонов Древнего Египта; происходило формирование универсальных учебных действий;
Выбранные учителем формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосфере. Ведущие методы: частично-поисковый; исследовательский; словесно-логический метод. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное. Большое внимание уделяла здоровью учеников: дозирована учебная нагрузка, проведены динамические паузы, на уроке была создана творческая атмосфера. Этому способствовали методы стимулирования интереса к учению: создание ситуаций занимательности, успеха.
Считаю, что на уроке соблюдены принципы научности, доступности и прочности знаний. Учащиеся активно работали весь урок. План урока выполнен, достигнуты цели урока, применение ИКТ способствовало повышению эффективности и качества обучения.
|